Они о нас

Голосования

В конституции РФ отсутствует упоминание о государствообразующей роли русского народа. Как лучше исправить это и нужно ли это делать?







Итоги

ЗАКОН О БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

№80/2002

Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства, а также недопущения применения насилия для решения политических и иных общественно значи­мых задач определяет основные формы и методы борьбы с экстремизмом, устанавливает общие принципы и меры ответственности за экстре­мистскую деятельность,

Статья 1. Основные понятия

- В целях регулирования, отношений в области борьбы с экстремизмом применяются следующие основные понятия:

экстремизм - это признание допустимости, возможности и желательности применения насилия либо совершения иных общественно опасных деяний в целях достижения политической власти, нарушения прав и свобод человека и гражданина, незаконного изменения конституционного строя, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а равно наделения незаконными преимуществами либо подавления отдельных лиц (групп населения) по признаку (признакам) расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений;

экстремистская деятельность - это деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, должностных лиц и граждан, включающая в себя организацию, планирование, подготовку и реализацию общественно опасных деяний, направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, на нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, на организацию незаконных вооруженных формирований, на нарушение прав и свобод граждан в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений, в том числе возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в указанных целях общественно опасных деяний.

Не является экстремистской деятельностью защита идей социальной справедливости, а также требования соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными липами, общественными и религиозными объединениями, иными организациями, средствами массовой информации установленных законом прав и свобод граждан, а равно законных интересов организаций и протесты против нарушений указанных прав, свобод и законных интересов, при условии, если эти требования и протесты осуществляются в формах, не противоречащих закону;

экстремистская организация - это политическая партия, общественное (религиозное) объединение (независимо от факта государственной регистрации), иные организации, их союзы и ассоциации, которые в своих решениях, постановлениях, резолюциях и иных документах руково­дящих органов (руководителей), в вероучении и (или) соответствующей ему практике, публикациях в средствах массовой информации или иным образом признают допустимость осуществления экстремистской деятельности либо осуществляют экстремистскую деятельность, а равно содействуют в любой форме ее осуществлению;

запрещённая организация - это экстремистская организация, деятельность которой запрещена вступившим в законную силу решением суда по основаниям и в порядке, установленным федеральными законами; экстремистские материалы - это официальные документы общественных и религиозных объединений, публикации в средствах массовой информации, произведения литературы и искусства, символика и иная информация, запечатленная на материальных, в том числе, электронных носителях информации, пропагандирующие допустимость, возможность и желательность осуществления экстремистской деятельности.

Статья 2. Основные принципы борьбы с экстремизмом

Борьба с экстремизмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) законность;

2) приоритет обеспечения национальной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;

3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с экстремизмом,

5) обеспечение взаимодействия органов, осуществляющих борьбу с экстремизмом и координации их деятельности;

6) приоритет мер предупреждения экстремизма;

7) сотрудничество с политическими, общественными объединениями, иными организациями и гражданами в цепях предупреждения экст­ремизма.

Статья 3. Субъекты, осуществляющие борьбу с экстремизмом

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само­управления участвуют в борьбе с экстремизмом в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и феде­ральным законодательством.

2. Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с экстремизмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться комиссии по борьбе с экстремизмом на федеральном и региональном уровне.

Статья 4. Основные формы борьбы с экстремизмом

1. Борьба с экстремизмом в Российской Федерации осуществляется в следующих основных формах:

а) выявление экстремистских организаций и прекращение их деятельности;

б) предупреждение, выявление и пресечение деятельности средств массовой информации, публикующих экстремистские материалы;

в) предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование общественно опасных деяний, являющихся проявлениями экстре­мистской деятельности.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления при содействии общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации и граждан разрабатывают и осуществляют комплекс политических, социально-экономических, организационных и иных мероприятий, направленных на предупреждение экстремизма.

Статья 5. Ответственность общественных (религиозных) объединений за экстремистскую деятельность

1. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность экстремистских организаций. Общественные (религиозные) объединения, осу­ществляющие экстремистскую деятельность, несут установленную законом ответственность независимо от факта государственной регистрации.

2. В случае, если руководитель или член общественного (религиозного) объединения допустит публичные призывы либо высказывания о допустимости, возможности и желательности применения насилия либо совершения иных общественно опасных деянии в целях достижения политической власти, нарушения прав и свобод человека и гражданина, незаконного изменения конституционного строя, нарушения суверени­тета и территориальной целостности Российской Федерации, а также наделения незаконными преимуществами либо подавления отдельных лиц (групп населения) по признаку (признакам) расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений, не заявив при этом, что он высказывает личное мнение, либо публикует и (или) иным образом распространяет экстремистские материалы, а равно после вступления в законную силу в отношении такого типа обвинительного приговора суда за преступление, являющееся проявлением экстремистской деятельно­сти, общественное (религиозное) объединение, в котором состоит это лицо, обязано незамедлительно публично заявить о своем осуждении его высказываний или действий. В противном случае такое объединение может быть признано экстремистской организацией и запрещено по решению суда.

3. В случае, если будет установлено, что общественное (религиозное) объединение, а равно его структурные подразделения, руководители и (или) члены по указанию либо с ведома хотя бы одного из его руководящих органов осуществляли экстремистскую деятельность, оно по решению суда признается экстремистской организацией и запрещается. Заявление о запрещении общественного (религиозного) объединения направляется в суд органом, осуществившим его государственную регистрацию, а относительно незарегистрированных общественных (религиозных) объединений - прокурором в десятидневный срок с момента установления факта осуществления экстремистской деятельности.

4. Деятельность общественного (религиозного) объединения может быть приостановлена органом, осуществляющим государственную регистрацию общественных (религиозных) объединений, а относительно незарегистрированных общественных (религиозных) объединений прокурором с момента установления факта осуществления им экстремистской деятельности до дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

5. Запрещение общественного (религиозного) объединения означает:

а) его ликвидацию как юридического лица;

б) запрет на осуществление им любой деятельности на территории Российской Федерации;

в) запрет распространения на территории Российской Федерации его документов и иной созданной им информационной продукции в в любых формах, в том числе путем публикации в средствах массовой информации;

г) запрет на проведение им публичных акций и мероприятий, а равно на участие в проводимых публичных акциях и мероприятиях;

д) запрет на возобновление деятельности, в том числе, под другим наименованием и (или) в другой организационно-правовой форме, а также на создание организаций - правопреемников и (или) продолжателей;

е) ликвидацию любых созданных им организаций независимо от их организационно-правовой формы.

6. Имущество запрещённых организаций, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит конфискации и обращается в доход государства.

7. Одновременно с запрещением общественного (религиозного) объединения суд прекращает деятельность средств массовой информации, учредителем (соучредителем) которых является данное объединение, если судом будет установлено, что они осуществляли (оказывали содействие в осуществлении) экстремистской деятельности.

8. Члены запрещенной организации могут привлекаться к ответственности только в случаях, если ими были совершены конкретные правонарушения.

9. Продолжение деятельности общественного (религиозного) объединения после его запрещения либо воссоздание запрещённой организации, в том числе, под другим наименованием и (или) в другой организационно-правовой форме, влекут уголовную ответственность руководителей и активных членов организации

Статья 6. Ответственность иных организаций за экстремистскую деятельность

1. Не являющиеся общественными (религиозными) объединениями коммерческие и некоммерческие организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности признаются экстремистскими и подлежат ликвидации по решению суда в случаях осуществления ими экстремистской деятельности, а равно финансирования либо оказания иного содействия заведомо экстремистской деятельности других организаций (граждан), а также при наличии вступившего в законную силу обвинительного приговора суда в отношении их руководителя и (или) работника, который совершил преступление, являющееся проявлением экстремистской деятельности, используя финансовые, материально-технические и иные возможности организации с ведома хотя бы одного из ее руководящих органов (руководителей).

2. Организация подлежит ликвидации, если хотя бы одно ее структурное подразделение, филиал или представительство осуществляло (содействовало в осуществлении) экстремистской деятельности с ведома хотя бы одного из руководящих органов (руководителей) организации.

3. Заявление о ликвидации организации по указанным основаниям направляется в суд Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами.

4. Имущество организации, ликвидируемой по указанным основаниям, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подле­жит конфискации и обращается в доход государства.

5. Работники ликвидируемой организации могут привлекаться к ответственности только в случаях, если ими были совершены конкретные правонарушения.

Статья 7. Ответственность средств массовой информации за публикацию экстремистских материалов

1. В Российской Федерации запрещается публикация в средствах массовой информации экстремистских материалов.

2. В случае публикации в средстве массовой информации материалов, которые могут быть отнесены к экстремистским, орган, зарегистри­ровавший средство массовой информации, или прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанных материалов экстреми­стскими. Указанное заявление рассматривается судом в пятидневный срок. В случае признания судом указанного материала экстремистским, запрещается его повторная публикация, демонстрация в телевизионном и радиоэфире, серийное аудиовизуальное воспроизведение либо тира­жирование и распространение иным способом кроме случаев воспроизведения в единственном экземпляре для личного пользования. Одно­временно суд принимает решение об изъятии нереализованной части тиража, содержащего материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли. О принятом решении незамедлительно информируется орган, зарегистрировавший средство массо­вой информации или осуществивший его лицензирование (далее - регистрирующий орган), а также прокурор. Регистрирующий орган или прокурор вправе по разрешения дела судом запретить реализацию номера периодического издания, выпуск в эфир либо повторную демонст­рацию теле-, радио- или видеопрограммы, содержащих указанный материал, реализацию тиража аудио- или видеозаписи программы.

3. Решение суда об изъятии нереализованной части тиража периодического издания, аудио- или видеозаписи программы является основа­нием для вынесения регистрирующим органом, а относительно средств массовой информации, освобожденных от регистрации - прокурором предупреждения средству массовой информации, опубликовавшему экстремистский материал.

4. В случае, если регистрирующим органом (прокурором) дважды в течение года были вынесены предупреждения средству массовой ин­формации в связи с публикацией экстремистских материалов, деятельность такого средства массовой информации может быть прекращена по решению суда. Заявление о прекращении деятельности средства массовой информации направляется в суд регистрирующим органом, а в отношении освобожденных от регистрации средств массовой информации - прокурором в трехдневный срок со дня вынесения второго пре­дупреждения. Деятельность средства массовой информации может быть приостановлена судом с момента обращения в суд регистрирующего органа (прокурора) до вступления в законную силу решения суда по данному делу.

5. Прекращение деятельности средства массовой информации по указанным основаниям означает его признание средством массовой информации экстремистской направленности. Имущество редакции средства массовой информация экстремистской направленности, остав­шееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит конфискации. Возобновление деятельности средства массовой информации экстремистской направленности, в том числе, под другим наименованием, не допускается.

Статья 8. Борьба с использованием информационно-телекоммуникационных сетей для осуществления экстремистской деятельности

1. В случае размещения экстремистских материалов, а также размещения экстремистскими организациями документов и информации о своей деятельности на сайтах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования органы прокуратуры обращаются к лицу, являющемуся администратором (модератором) сайта в российском секторе, либо провайдером зарубежного сектора телекоммуникационных сетей общего пользования, с предписанием в течение 24 часов снять их с сайта. В случае отказа сайт может быть заблокирован по решению суда. Решение о заблокировании сайта принимается судом в пятидневный срок на основании соответствующего представления, внесенного прокурором. Заблокирование сайта возлагается на оператора связи, обеспечивающего предоставление владельцу сайта доступ к информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. Невыполнение судебного решения является основанием для аннулирования лицензии оператора связи.

2. При проведении дискуссий и обсуждений на сайтах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования не допускаются пропаганда идеологии экстремизма, призывы к осуществлению экстремистской деятельности - и распространение экстремистских материалов. Лицо, являющееся администратором (модератором) либо провайдером сайта, обязано незамедлительно принимать меры к удалению с сайта такой информации.

Статья 9. Недопущение экстремистской деятельности при проведения массовых акций

1. При проведении собраний, демонстраций, уличных шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности,

2. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством требований по порядку их проведения, недопущение осуществления экстремистской деятельности и ее своевременное пресечение. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел.

3. Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным органам (организациям), общественным объединениям, иным организациям и гражданам. При проведении массовых акций не допускается участие в них в какой-либо форме запрещённых организаций, использование их символики и иных атрибутов, а также материалов, включенных в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона в федеральный список материалов экстремистской направленности.

4. В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, уполномоченные (организаторы) массовых акций обязаны принять незамедлительные меры к устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечёт прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел и ответственность её организаторов в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Статья 10. Борьба с распространением экстремистских материалов

1. На территории Российской Федерации запрещается издание и распространение печатной, аудио-, видео- и иной информационной продукции, содержащей экстремистские материалы. К информационной продукции, содержащей экстремистские материалы, относятся:

а) официальные материалы экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества, пропагандирующие идеологию экстремизма, а также содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо иным образом способствующие её осуществлению;

а) любые иные, в том числе, анонимные материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо иным образом способствующие её осуществлению.

2. Установление наличия, в информационной продукции признаков, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1 настоящей статьи, осуществляется федеральной комиссией по борьбе с экстремизмом, а подпунктом «в» пункта 1 настоящей статьи - федеральным судом по месту нахождения организации, осуществившей издание данной информационной продукции, на основании представления прокурора. Решение суда об установлении наличия в информационной продукции экстремистских материалов является основанием для изъятия нереализованной части тиража. Организация, дважды в течение 12 месяцев осуществившая издание информационной продукции, содержащей экстремистс­кие материалы, лишается права на ведение издательской деятельности. Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании материалов экстремистскими, направляется в федеральную комиссию по борьбе с экстремизмом.

3. Федеральная комиссия по борьбе с экстремизмом ежегодно формирует федеральный список экстремистских материалов, утверждае­мый указом Президента Российской Федерации. Федеральный список экстремистских материалов подлежит опубликованию в средствах мас­совой информации.

4. Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации. Лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении, хранении с целью дальнейшего распространения указанных матери­алов, привлекаются к установленной законом ответственности.

Статья 11. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

1. На территории Российской Федерации запрещается деятельность неправительственных некоммерческих организаций иностранных госу­дарств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации,

в) запрет на ведение организацией любой хозяйственной и иной деятельности;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение запрещенной организацией любых публичных акций и мероприятий, а разно участие в публичных акциях и мероп­риятиях в качестве представителя запрещенной организации;

ж) запрет на создание организаций-правопреемников и продолжателей в любой организационно-правовой форме.

2. После вступления в законную силу решения суда о запрете деятельности иностранной неправительственной некоммерческой организа­ций уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в 10-дневный срок уведомить дипломатическое представитель­ство соответствующего иностранного государства о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

3. Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Статья 12. Информационное обеспечение борьбы с экстремизмом

1. При федеральной комиссии по борьбе с экстремизмом формируется Банк данных по борьбе с экстремизмом. Информация для форми­рования Банка данных предоставляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими борьбу с экстремизмом, и органа­ми прокуратуры.

2. В Банк данных включается следующая информация;

а) об экстремистских организациях, их руководителях и активных членах;

б) о средствах массовой информации, деятельность которых прекращена в связи с публикацией экстремистских материалов;

в) о запрещенных организациях;

г) о преступлениях, являющихся проявлениями экстремистской деятельности, по которым осуществляется дознание, предварительное расследование, судебное следствие или вынесен приговор суда, а также о лицах, совершивших такие преступления, либо являющихся подозревавмыми или обвиняемыми по делам о таких преступлениях;

д) о руководителях и членах преступных сообществ (преступных организаций), совершающих преступления, являющиеся проявлениями экстремистской деятельности;

е) об организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности (в том числе иностранных и международных), осуществляющих экстремистскую деятельность либо оказывающих организационное, финансовое, материально-техническое, пропагандистское и (или) иное содействие осуществлению экстремистской деятельности;

ж) об иных проявлениях экстремистской деятельности

3. Порядок формирования и использования Банка данных определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трёхмесячный срок со дня вступления его в силу.

Президент Российской Федерации В. В. Путин

 

  Rambler's Top100