на люксор слотс проводятся увлекательные турниры с солидным призовым фондом

Они о нас

Голосования

В конституции РФ отсутствует упоминание о государствообразующей роли русского народа. Как лучше исправить это и нужно ли это делать?







Итоги

ПРАВОСЛАВИЕ И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

№80/2002

Очень часто,  за последние десять лет в России делались попытки определить такое глобальное явление как национал-социализм (в расширенном, объединяющем смысле слова - сюда следует отнести  итальянский фашизм,  испанский фалангизм, бельгийский рексизм, румынский гвардизм и т.д.). Как правило, в православной патриотической публицистике  это явление рассматривается во-первых, как негативное и совершенно неподходящее для России, и, во-вторых, как абсолютно бездуховное и антихристианское (некоторые авторы называют его даже сатанинским)...

Вступать в полемику с оппонентами из лагеря либерализма и демократии мне бы не хотелось - что толку? Поэтому я обращаюсь, прежде всего, к думающей национал-патриотической и православной аудитории.

Недавно вышла в свет книга академика И.Шафаревича «Русский народ на переломе тысячелетий» (М.,2000). Одна из ее глав: «Почему невозможен фашизм в России». Здесь помимо целого ряда неточностей и противоречий, содержится  попытка придать национал социализму в Германии однозначно языческий характер. В бездуховности обвиняется национал-социализм и православный историк М.Назаров (который при этом старается быть объективным и не пытается скрыть факты, для него «неудобные»).

Подобного рода публикаций достаточно много и нет, видимо, смысла приводить здесь их полную библиографию. О бездуховности национал социализма, говорить вряд ли имеет смысл. «Национал-социализм всегда религиозен и иначе немыслим», - писал один из идеологов русского национализма С.Большаков. Никак нельзя обвинить в бездуховности  Муссолини или  Франко (где фалангистская диктатура со временем трансформировалась в клерикально-военную). А православный румынский гвардизм Кодряну? А Леон Дегрелль, чья партия официально называлась «Кристос-Рекс» («Христос Владыка»)? Кстати, вот повод поговорить о «язычестве СС», о «мистике смерти» гиммлеровского ордена (И Шафаревич). Быть может, эсэсовская верхушка и практиковала увлечение оккультизмом и германским язычеством, однако это совсем не повод говорить о том, что все, кто носил двойные молнии на петлицах, были сатанистами или антихристианами. Дивизия Ваффен СС «Валлония», которой командовал упомянутый Дегрелль была полностью христианской (есть кадры хроники, где бельгийские легионеры во главе со своим командиром принимают Причастие). В отношении чисто немецких дивизий  Ваффен СС (о Вермахте, где существовал институт полковых священников, не идёт и речи) нет никаких данных, что их бойцы придерживались каких-то нехристианских культов.

Однако, для нас гораздо важнее вопрос об отношениях между национал-социализмом и Православием (часто такие отношения вообще голословно отрицаются).

Известно, что первые контакты Гитлера с крайне правыми монархическими кругами русской эмиграции относятся еще к его мюнхенскому периоду. Один из руководителей НСДАП Макс Шейбнер-Рихтер подробно обсуждал с русскими монархистами планы создания кадров русских священников для будущей освобождённой от большевизма России.

Однако практические шаги по установлению тесных и дружественных связей между национал-социалистами и Русской Церковью относятся, разумеется, ко времени после 1933 года, когда Гитлер стал рейхсканцлером.

Почти сразу же после прихода к власти национал-социалисты признали Православие одной из главных религий на территории Рейха, готовилось открытие финансируемого государством Богословского академического института, который был открыт в 1939 году в Бреслау. В этом же ряду - постройка по личному указанию Гитлера Православного Собора в столице Германии и выделение средств на капитальный ремонт 19 Православных церквей в Рейхе. В 1939-40 гг. Рейхсминистерство по делам вероисповеданий предприняло и ряд других шагов в этом направлении. Так после разгрома Польши, в которой Православие подвергалось жесточайшим гонениям (в 1938 году было закрыто 114 храмов!) немцы возвратили русскому населению всё отобранное поляками церковное имущество.

Разумеется, реакция русской церковной общественности  могла быть только одна. Митрополит Серафим (Лукьянов) писал: «Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот!»

В  первые же недели войны  против безбожной советской власти германские войска обеспечили миссионерские поездки священников-эмигрантов на Восток, повсюду вновь открывались храмы и монастыри, в школах был введён Закон Божий, началось духовное возрождение Земли Русской.

Русский народ не желал воевать за коммунистический режим. Михаил Назаров отмечает, что «первоначально,  немцев встречали радушно, и это были не единичные случаи, а повсеместное, стихийное явление, описанное множеством свидетелей, и заснятое на пленку кинооператорами».

Православные священники поддержали этот подъём. Архимандрит Иоанн (Шаховской) писал в те дни: «Кровавая операция свержения, Третьего Интернационала, поручается искусному, опытному в науке своей германскому народу».

Не совсем верно утверждение, что Московская Патриархия полностью встала на сторону атеистического режима. Митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) несмотря на приказ эвакуироваться, скрылся в крипте Рижского собора и дождался немцев. В августе 1941 г. по его инициативе на Псковщину прибыла миссия из 15 священников-эмигрантов. К концу немецкой власти число священников на этой территории возросло до 175, а число приходов - то 200 (до войны здесь было  2 открытых церкви).

Естественно, наблюдалось  широкое присутствие духовенства в русских частях, сражавшихся против большевизма. «Священники РОА и русских эмигрантских частей были со своей паствой там, куда её позвал патриотический долг, помогая ей быть достойной звания христиан в столь трудном положении» (М.Назаров).

Я надеюсь, что вышеуказанные факты способны пролить свет на такой сложный вопрос как взаимоотношения национал социализма и Православия. Мы ещё вернёмся к этому вопросу на наших страницах.

Р.S. Читателю, которого заинтересовала эта тема, и желающему более подробно познакомиться с ней, рекомендую монографию А.Никитина «Политика нацистского режима в отношении Русской Православной общины в Германии» (М., 1998), а также книгу М. Назарова «Тайна России». В ней автор посвятил этому вопросу целую главу.

 

(Опричное Братство Св. Преп. Иосифа Волоцкого)

 

 

 

 

  Rambler's Top100