Они о нас

Голосования

В конституции РФ отсутствует упоминание о государствообразующей роли русского народа. Как лучше исправить это и нужно ли это делать?







Итоги

Слуга двух господ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

№65/2001

Взятки – одна из главнейших проблем нашего общества.

Милиционер, получающий 2,5 тыс. руб., на которые не в состоянии прожить сам, не то, что содержать семью и детей, просто вынужден «брать дань» с нерадивых водителей. Потом, постепенно, к этому привыкаешь, и уже одной тысячи рублей за день кажется маловато. Парадокс – все милиционеры жалуются на зарплату, но при этом при всем, у каждого второго – «БМВ», «Джип», пусть старые, пусть подержанные, но – все таки – машины. Таким образом, государство создает «цепных псов», цепями для которых служит факт взятки. Военный человек не может позволить себе мародерства на поле брани – не позволит честь мундира. Нельзя опозориться перед врагами. А свои граждане – какие это враги. Все свои, все все понимают, с них можно брать столько, сколько захочешь, но, конечно, в пределах разумного. Создается новая служба – вроде, военные, по роду и виду, вроде защищают, но что и от кого – вот вопрос. Военные, в мундире, но без чести, с повышенным чувством самосохранения.

Их тоже можно понять. Если подался в менты – значит, должен брать. Те, кто не могут – либо дураки непроходимые, либо – слабаки и трусы. Ведь на это тоже нужна особая храбрость. Понимание того, что связываешь себя узами неразрываемыми с системой. Которая, в случае малейшего проявления неповиновения, тебя на месте и прихлопнет, и все будет совершенно законно, и в глазах «законоговорителей», и в глазах общественного мнения.

На 5-м километре Рублевского шоссе «Джип» подсек мирно ехавшую в своем ряду «девятку». Последняя, пытаясь уклониться от удара, заехала за бордюр, и врезалась в дерево. Водитель «Джипа», несвязно говоривший и шатавшийся, отделался штрафом, первичный протокол был порван на месте, и виноватым оказался трезвый, как стеклышко, водитель «девятки». Сумма штрафа, реальная, а не протокольная, не сообщается.

Очень трудно удержаться, за кажущейся гарантией безопасности. Сначала оправдываешься перед собой – мол, для детей, все – в семью. Потом – уже морщишься при виде стандартной коробки конфет, или смятой пятидесятирублевки. Ко всему привыкаешь.

В судах – ситуация та же. Особенно в тех, которые по статусу выше, чем районные. Любая пигалица, чудом, потом, кровью и медными трубами заслужившая хоть самое маленькое место в этих структурах, осознает себя королевой. Ну, если не королевой, то хотя бы придворной дамой. Ибо при всей ничтожной малости своей зарплаты, она может запросто повернуться спиной к высокооплачиваемому адвокату, если он обратится к ней в ее святое время – обеденный перерыв! Но если того же адвоката вдруг охватят острые угрызения совести, и он порывисто решит поделиться с бедной девушкой частью своих доходов – то – фея милостиво обернется, и подарит изнывающему вожделенный документ.

Хочу сказать одно – государственная служба в высших инстанциях развращает.

Государство само толкает служащего на получение взятки. Получается так, что чиновник служит двум господам, и один из них – собственный карман.

Будущий чиновник еще в секретарях привыкает получать «на лапу» – шоколадки, конфеты, «капустку», пока только маленькими кочанчиками. Неразборчивость в средствах – вот главная черта чиновничества. Берут всем, и все. Тумбочками. Дисками. Компьютерами. Путевками. Бутылками.

Госслужба привлекает возможностью карьеры, стабильностью и третьим компонентом – взятками.

Молодая девушка решила поступить в техникум, на безплатное отделение. Когда она пришла сдавать документы, то руководительница приемной комиссии сказала: «Для безплатного отделения необходима золотая медаль», и при этом выразительно помуслила пальцами. «Золотой медали», конечно же, не оказалось, и Свете пришлось поступать на платный.

Уже стало общепринятым, что преподаватели в технических институтах за сдачу экзаменов берут плату. Неофициально, конечно. От ста – двухсот рублей. Студент может заплатить за «корочку», и просто прийти за ней через четыре года.

Объем «теневых» денег, вращающихся в системе образования, сравним с объемом выделяемых на образование же бюджетных средств. Часть из этих денег уходит на репетиторов (ибо со знаниями, полученными в школе, многие из выпускников не могут не то, что поступить, а и тройку-то на экзамене получить! ) Однако не школа, во всяком случае, не только школа, в этом виновата.

Другая часть денег, может быть большая, уходит на «репетиторов», «подготовительные курсы» и иные способы и структуры вымогания денег из абитуриента, а в дальнейшем и из студента.

Масштабным явлением, пронизавшим все поры государственного аппарата, является коррупция в разнообразных ее проявлениях.

Она достигла в России таких масштабов и распространения, что эта проблема стала проблемой национальной безопасности страны.

Результаты широких опросов населения показывают, что более 60% россиян относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России, свыше 70% граждан согласны с утверждением о том, что Россию можно отнести к числу наиболее коррумпированных государств. По экспертным оценкам суммарные потери от коррупции в нашей стране составляют от 10 до 20 миллиардов долларов в год.

Понятие «коррупция» в переводе с латыни означает подкуп, взятку. В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.

В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

В целом, в наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов.

Коррупционные действия являются уголовно наказуемым деянием. Они обычно квалифицируются рядом статей Уголовного кодекса РФ:

- Статья 174 - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем - это совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности;

- Статья 285 - злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочии вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

- Статья 290 - получение взятки, то есть получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

- Статья 292 - служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

Следует отметить, что ряд распространенных нарушений явно коррупционного характера, к сожалению, не попадают под действие нынешнего Уголовного Кодекса. К примеру:

- участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли;

- использование служебного положения для «перекачки» государственных средств в коммерческие структуры с целью получения личной выгоды с использованием для этого подставных лиц и родственников;

- предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной прибыли;

- предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п.

Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами. Если штраф (сбор) законен, то его собственник - государственная казна, если не законен - то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник.

Государственный служащий обязан принимать решения в пределах своей компетенции, исходя из целей, установленных правом (Конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых морально-этическими и культурными нормами.

Коррупция начинается там, где эти цели подменяются корыстными интересами чиновника, воплощенными в конкретных действиях.

Этого условия достаточно, чтобы охарактеризовать такое явление, как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.

Между этим явлением и коррупцией грань весьма условная.

Важная особенность социально-психологического климата в современном российском обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойные моральные стандарты. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, без конца эксплуатирующей антикоррупционную тему.

С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является воспринимаемой как неотъемлемая часть быта основной массы населения страны. Кроме того, продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением от нее стирается.

Чиновник может стать коррупционером не только после принятия критического для себя решения, но и в результате плавного перехода от действий «пограничного» характера к явно преступным. Этот переход облегчается тем, что не налажены четкие технологии управления и принятия решений, размыты полномочия и сферы ответственности. В переходные периоды плавное вползание в коррупцию облегчается также следованием устаревшим, но еще действующим традициям, культурным стереотипам.

Например, в прежней системе власти существовал особый вид ценных бумаг - документы, снабженные разными визами, резолюциями и «уголками» с грифами от Политбюро до сельсовета. Они допускали неформализованную конвертацию властного капитала в экономический. Эта практика сохранялась во всех ветвях и уровнях власти и с огромным трудом изживается сейчас.

Российская коррупция перешагнула национальные границы и вышла на международный уровень.

В России сложилась странная ситуация. С одной стороны, многие иностранные бизнесмены оправданно сетуют на коррупцию чиновников, препятствующую нормальному экономическому сотрудничеству. Среди бизнесменов, имеющих дело с Россией и другими странами СНГ, более 70% опрошенных убеждены в том, что коррупция входит в число главных препятствий для развития нормального предпринимательства в России.

С другой стороны, многие представители иностранных компаний не брезгуют взятками для получения преимуществ в конкуренции.

Более того, налоговое законодательство многих стран поощряет такое поведение. Исключением служат законы США, напрямую запрещающие своим бизнесменам использование взяток на территории других стран. Без боязни впасть в преувеличение можно утверждать, что иностранный бизнес в России вносит свой весомый вклад в рост коррупции в нашей стране.

Другой аспект этой проблемы - вывоз незаконных доходов за границу. В России вывоз капиталов из страны давно стал одной из основных проблем экономики и финансовой системы в целом. Существенную часть этого потока составляют незаконно полученные доходы, в том числе - от коррупционных сделок. Русло для этого потока расчищается отсутствием двусторонних и многосторонних соглашений с участием нашей страны об аресте счетов, о выдаче преступников и т.п. В российской экономике последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые непривычные сферы и формы деятельности, к чему с большим трудом приспосабливались государственные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Уже определены основные сферы, в которых широко распространилась «верхушечная» или государственная коррупция.

1. Приватизация государственной собственности. Приватизация везде служит серьезным источником коррупции. В России это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. На уровне государственной политики существует тенденция сокрытия настоящего масштаба перераспределения национального богатства. Даже официальные оценки размера приватизируемого имущества сильно разнятся. Согласно официальным данным конца 1992 г., общественная собственность оценивалась примерно в три триллиона рублей, однако эта сумма была не полной, она не включала, к примеру, стоимость земли, леса, полезных ископаемых (включая нефть и газ) и собственность вооруженных сил.

При приватизации еще на начальных стадиях около 30% всех постановлений содержали нарушения норм действующего законодательства.

2. Распределение бюджетных средств. По экспертным оценкам, взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или распределению бюджетных средств. Этому благоприятствует несовершенная налоговая система, по которой деньги, собираемые в регионах, попадают в федеральный бюджет, а затем возвращаются в регион в виде трансфертов.

Питательной средой для коррупции является нереальный и нереализуемый бюджет, который позволяет чиновникам решать, кому и сколько недодать, кому перевести деньги раньше, а кому позже.

3. Государственные заказы и закупки. Это наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции. Ущерб от коррупции здесь весьма значительный и его оценка производилась чаще всего в различных странах мира. По мнению экспертов, потери от коррупции в этой сфере в любой стране мира превышают 30% всех бюджетных затрат по этим статьям.

4. Эксклюзивные права и льготы. Коррупция здесь осуществляется в сфере экспорта и импорта, налогов, лицензирования и т.п. К этой же категории относятся такие экономические льготы, как отсрочки налоговых платежей, предоставление льгот заемщикам бюджетных средств, продление кредитных договоров, предоставление государственных гарантий, бюджетные преференции, реализуемые через «бюджет развития».

5. Банковская сфера. Коррупционные действия здесь проявились в фактически ненормативной приватизации большей части государственного банковского сектора. Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для них источником получения колоссальных прибылей. Естественно, что и здесь коррупция пустила глубокие корни. Сотрудничество чиновников с коммерческими банками постоянно совершенствовалось и перешло от традиционных конвертов с наличностью к выделению льготных кредитов, завышенным в десятки раз процентам по вкладам и другим, более утонченным формам благодарности.

6. Покупка голосов избирателей во время выборов. Большинство специалистов также относят ее к «верхушечной» коррупции, хотя коррупционером может быть и не должностное лицо. Избиратель обладает по Конституции РФ ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс.

Исключительно опасно для общества проникновение коррупции в силовые, прежде всего правоохранительные, структуры.

Сращивание коррумпированных элементов государственного аппарата с экономической преступностью, как это ни печально, стало повседневным явлением для современной России.

Назовем основные сферы их совместной деятельности:

- создаются «комплексные бригады», зарабатывающие деньги на развале уголовных дел;

- за взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются для вымогательства;

- работники правоохранительных органов поступают на работу «по совместительству» в коммерческие структуры.

(Окончание в следующем номере)

 

  Rambler's Top100