Величие и историческое бессмертие народа определяется духовной культурой, которую представители даже самых малочисленных этносов сумели сохранить и донести до собственных потомков и остального мира. Точно так же и принадлежность к цивилизации обусловлена не степенью научно-технического развития (как это считают многие модные и по сей день западные философы), а духовностью. С точки зрения господствующих ныне концепций цивилизация является неким антиподом варварства, присущим, главным образом, так называемым отсталым народам. Крупнейший английский мыслитель XX века Арнольд Тойнби (1889—1975), противопоставляя современному обществу (как якобы цивилизованному) традиционные архаичные сообщества (как якобы ущербно-недоразвитые), отказывал в принадлежности к цивилизации, к примеру, коренным народам Сибири.
Но почему, собственно? Разве духовная культура сибирских аборигенов менее древняя и развитая, чем любого из европейских народов? Разве эпос якутов, бурят, тувинцев, алтайцев, эвенков, ненцев, мансийцев, хантов и других народов менее поэтичен, чем скандинавская «Эдда», английский «Беовульф», французская «Песнь о Роланде» или германские «Нибелунги»? Европейские «цивилизаторы» с помощью огня и меча, ружей и пушек поголовно истребили целые индейские народы, а уцелевших загнали в резервации (аналогичная судьба постигла некоторых африканских и австралийских аборигенов), — так кого после этого считать варварами?
Евразийский континент с его уникальными географическими и геофизическими особенностями на протяжении тысячелетий не раз выступал колыбелью многих цивилизаций. Сибирская цивилизация не исключение. Я не оговорился. Да, есть все основания утверждать, что на северо-востоке Евразии — от Урала до Тихого океана — существовала, существует и всегда будег существовать особая Сибирская цивилизация. Ибо в отличие от общественно-экономической формации, где на переднем плане оказываются производственно-хозяйственные аспекты человеческого бытия, цивилизация предполагает учет не только экономических факторов, но также и достигнутой культуры в неразрывном единстве с освоенной территорией. Именно географическая среда, господствующий ландшафт, водные артерии, сопредельность с морями и океанами являются природным базисом, который диктует: быть или не быть цивилизации, и если быть, то какой именно. Китайская, индийская, арабская цивилизации возникли именно там, где они существуют и поныне, и только потому, что окружающая среда была такой, какая она есть. Невозможно представить Конфуция на Аравийском полуострове, а пророка Мухаммеда на берегах реки Янцзы.
Точно так же и Сибирь нельзя рассматривать как некий регион, куда по воле случая приходят и откуда по воле того же случая уходят люди, народы, культуры. Академик Влаиль Петрович Казначеев, отдавший много сил обоснованию концепции космопланетарных особенностей цивилизаций и геополитической уникальности сибирского региона, постоянно концентрирует внимание на неблагоприятных тенденциях в его развитии, в результате чего, по мнению маститого автора, на передний план выдвигается задача выживания отдельных людей и целых сообществ (См.: Казначеев В. П. Сибирское евразийство: горизонты геополитики XXI века // Россия Азиатская. 1998. № 2). Однако при этом не учитывается, что биосфера и ноосфера синергетичны, то есть обладают природной способностью к самоорганизации и саморегулированию.
Отсюда даже больной или деградирующий социум, взаимодействующий с био- и ноосферой и получающий от них энергетическую подпитку, непрерывно восстанавливает свои потенции, и на месте отмерших структур немедленно появляются новые, жизнедеятельные.
Биосферные особенности сибирского миниконтинента (но обязательно с примыкающими к нему морями и океанами, что позволяет говорить о циркумевразийскои цивилизационной общности) сами диктуют, какой должна быть здесь культура на данном историческом отрезке, и регулируют отношения расселившихся здесь и конкурирующих друг с другом этносов. С одной стороны, именно эти обширные территории долгое время разъединяли различные народы, оберегая их от взаимоуничтожения. Но, с другой стороны, те же необъятные просторы заставляли народы объединяться во имя мира и процветания, что явилось наиболее характерной чертой развития Сибири в составе Российской империи и ее преемников — Советского Союза и Российской Федерации (с.183-185).
Автор Демин Валерий Никитич — доктор наук, первооткрыватель «гиперборейской культуры» Крайнего Севера, автор более 15 книг, в том числе по «русскому космизму» (Н.Ф.Федоров и его последователи).