22 августа исполнилось 100 лет личном кинорежиссёру Адольфа Гитлера Лени Рифеншталь. За неделю до юбилея её первый с 1954 года фильм «Подводные ощущения» встретили в Берлине единодушным восторгом. На Рифеншталь перестали смотреть только как на выразителя фашистских идей. Новый век признал в ней свидетеля ХХ века.
100-летие Лени Рифеншталь воспринимается во всем мире не как политическое, а как культурное событие, возможность увидеть и услышать человека, деятельно пережившего и перестрадавшего XX век, притом сохранившего и невероятное обаяние, и трезвый ум, и неистощимую работоспособность.
Ее монументальные фильмы о нацистском партайтаге в Нюрнберге «Триумф воли» (1934) и об Олимпийских Играх 1936 года в Берлине «Олимпия» (1938) стали подлинными шедеврами документального кино ХХ века.
Решение Нюрнбергского суда, очистившего её в 1948 году (после трехлетнего интернирования) от обвинений в соучастии в нацистских преступлениях и признавшего всего лишь «попутчицей» режима, оставалось для еврейского «общественного мнения» пустой формальностью. До конца XX века Рифеншталь подвергалась остракизму со стороны многочисленных «киноакадемий» и европрессы.
Попытки вернуть фильмы Рифеншталь в профессиональный контекст были невозможны. Английский Институт кино в I960 году отозвал своё приглашение приехать в Лондон. Показ «Олимпии» в Берлине в 1972 году был отменён из-за протестов евреев. Исключением оставался лишь скромный Теллуридский фестиваль в США, в 1974 году наградивший режиссёра серебряной медалью «за вклад».
Но что-то случилось с переходом человечества в новый век. Как ни странно, этот перелом произошёл в России, где сегодня принимаются глупейшие «антифашистские» законы. Год назад в Петербурге Рифеншталь была награждена главным призом фестиваля «Послание к человеку», её встречали и провожали овацией.
Раньше только кинематографисты отдавали должное Рифеншталь, стыдливо оглядываясь на суровое еврейское «табу». Теперь на первый план вышла техническая революционность того, что сделала Рифеншталь в кино. Она снимала с самолета, ставила операторов на роликовые коньки, крепила камеру на подъёмнике, взлетавшем одновременно с нацистским флагом, прокладывала круговые рельсы вокруг трибуны с Гитлером, чтобы обеспечить разнообразие ракурсов. Железный организатор, она безупречно руководила работой 30 камер, 36 операторов, 80 помощников, предоставленных в её распоряжение фюрером. Гений монтажа, она собирала свои фильмы месяцами и годами, проводя за столом по 20 часов в сутки.
Теперь трудно представить, чтобы хоть один вменяемый режиссер отказался от уникальных технических условий, которые предоставил бы ему хоть чёрт, хоть дьявол. Но у Рифеншталь была ещё и возможность сохранить для истории образ величайших событий века, и она ею воспользовалась в полной мере. На первую встречу с Гитлером она напросилась ещё в 1932 году, может быть и не будучи столь аполитичной, как утверждает сейчас, но безошибочно чувствуя, что долг режиссёра — видеть и свидетельствовать. В конце концов, только благодаря Рифеншталь мы можем увидеть, как всё происходило.
Мы видим, как перед трибуной, на которой находятся вождь германского народа Адольф Гитлер и основатель олимпийского движения барон Пьер де Кубертен, проходит французская делегация и как один человек вскидывает руки в арийском приветствии. И не только французская — почти все страны демонстрируют своё преклонение перед возрождённой Германией.
И мы тогда понимаем, отчего так долго травили Рифеншталь, боясь признать то, что она показывала - Гитлер не был «людоедом», а им восхищались достойные цивилизованные люди. А будущий враг Гитлера У.Черчилль говорил, что он завидует немцам, у которых есть такой Вождь, поднявший Германию из пепла.